Принцип целенаправленности. Воспитательные цели конкретной семьи формируются на основе представления о том, какими она хочет воспитать своих детей. При этом учитываются реальные способности ребенка, его индивидуальные особенности. В постановке воспитательной цели семья учитывает этнические, культурные и религиозные традиции, которым она следует. Важно учитывать цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы в семейном воспитании. Это обеспечивает преемственность в воспитательном процессе. Противоречия в целях воспитания внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями неблагоприятно влияют на нервно-психическое и общее развитие ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь.
Принцип научности. Домашнее воспитание всегда основывалось на здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых от старшего поколения младшему. Но в современном мире знание и применение родителями научных основ воспитания помогает добиться более высоких результатов в развитии своих детей. Родителям важно для успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться у специалиста, познакомиться с психологической и педагогической литературой.
Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть принципа заключается в принятии родителями ребенка как данности, со всеми его особенностями, индивидуальными чертами и привычками. Не сравнивать своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Родителям необходимо принять индивидуальное своеобразие ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его соответственно уровню развития, которого при помощи родителей он достиг. Из принципа гуманизма вытекают определенные педагогические правила:
- избегать сравнения ребенка с кем-либо;
- не навязывать примеры поведения и деятельности;
- не призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
- учить ребенка быть самим собой;
- учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним»и делать из этого правильные выводы.
Принцип гуманности предполагает, что отношения между родителями и детьми строятся на доверии, взаимоуважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Родителям очень важно осознать, что ребенок не их собственность, и они не имеют права решать за него его судьбу, тем более ломать его жизнь.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, семейное воспитание должно проходить в соответствии с поставленной целью, последовательно и планомерно. Последовательность и планомерность родителей в воспитании дают ребенку ощущение уверенности, что является основой формирования личности. Если все члены семьи придерживаются сходного поведения и требований, то окружающий мир для ребенка становится яснее и предсказуемее.
Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в осуществлении многостороннего влияние на личность. Современный ребенок растет и развивается не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей разносторонне: привить морально-нравственные нормы, приобщить к труду, познакомить с культурой, помочь их половой идентификации.
Принцип согласованности в воспитании. Особенность современного воспитания ребенка заключается в осуществлении воспитания разными лицами: членами семьи или профессиональными педагогами. Здесь необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит ребенка в смятение, у него утрачивается чувство уверенности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий